О начале совместного производства беспилотных комбайнов от тамбовского «Титана» и белорусского «Гомсельмаша» сообщила пресс-служба правительства Тамбовской области. По ее данным, компании вкладывают в проект около 5 млрд руб. На льготных условиях инвесторов планирует поддержать региональный Фонд развития промышленности.
На заводе будут производить до 600 комбайнов «Титан GS-10 PRO» и создадут 200 рабочих мест. Техника будет оснащена «предустановленной системой параллельного вождения», которая позволяет обеспечить ровный проход по полю, избегая пропусков и перекрытий. Кроме того, с помощью «инновационной системы» оптимизирован расход топлива и внедрена система мониторинга, улучшающая логистические цепочки.
Комбайны ориентированы на потребности хозяйств со значительными объемами уборки зерновых, отметили в облправительстве. «Проект позволит заместить импортную сельскохозяйственную самоходную технику конкурентными образцами российского производства»,— добавили там.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Титан» зарегистрировано в Тамбове в августе 2023 года для производства машин для уборки урожая. Уставный капитал — 20 тыс. руб. Финансовые показатели не раскрываются. Гендиректор — Алексей Нистратов. Владелец 50% — московское ООО «Терра капитал» Андрея Карцева. По 12,5% принадлежит Александру Кичатову и Илье Чеповому, еще 25% у Сергея Степанова.
Андрей Карцев также владеет тамбовскими ООО торговый дом «Агро эко» (зарегистрировано для производства машин и сельскохозяйственного оборудования для обработки почвы) и ООО «Точка роста» (оптовая торговля машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства). Обоими компаниями управляет Алексей Нистратов. Сергей Степанов является совладельцем московского ООО «Объединенная чайная компания» и ООО «Стефсник» (розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков).
ООО «Терра капитал» — юрлицо созданной в 2020 году ГК «Терра групп», которая, по собственным данным, является официальным дилером 15 производителей сельхозтехники, в том числе «Гомсельмаша». Филиалы работают в Москве, Белгороде, Курске, Липецке, Орле, Казани, Ставрополе, Тюмени и Луганске.
По собственным данным, «Гомсельмаш» работает с 1930 года. У холдинга есть также два совместных предприятия в Китае. Производит 16 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций и 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур.
По данным профильных СМИ, новое производство разместится на площадке обанкротившегося тракторного завода «Тамбовспецмаш». Основное имущество этого предприятия летом выкупило ростовское ООО «Паллада». Связей с ООО «Титан», по базам данных, у компании нет.
В облправительстве отметили, что на промплощадке планируется создать агропромышленный кластер, где будут выпускать беспилотные летательные аппараты и запчасти для сельхозтехники. По данным специализирующихся на аграрной тематике порталов, БПЛА будет производить «Агродинамика», а компоненты — некое «АгроЭко».
Председатель совета директоров Koblik Group (производит различную сельхозтехнику) Егор Коблик отметил, что беспилотные машины сегодня — необходимый минимум для любого «более-менее серьезного агрария»: «Уже несколько лет как они перешли из перспективных разработок в категорию must have. В России с 2020 года работают сразу две системы беспилотных комбайнов, объем убранного в рамках этих проектов зерна ежегодно измеряется миллионами тонн».
По его мнению, тамбовский проект не закроет потребности рынка. «По данным на 2023 год, парк зерноуборочных комбайнов в России составлял около 120 тыс. штук, при этом для полноценной работы их нужно минимум на 20–25% больше. К тому же около 40% комбайнов перешагнули десятилетний срок службы (а некоторые работают в небольших хозяйствах и по 30–40 лет), их нужно срочно обновлять»,— пояснил господин Коблик.
С ним согласна управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова: «Несмотря на общее санкционное давление на экспортно ориентированные отрасли российской экономики, продукция АПК по-прежнему исключительно востребована на внешних рынках: в прошлом году на экспорт были поставлены рекордные 60 млн т зерна. Это значит, что спрос на сельхозтехнику внутри страны остается стабильно высоким». По оценке эксперта, в 2022 году доля импортируемой техники оценивалась примерно в 30%, и эта ниша, несмотря на активное замещение китайскими игроками, все еще далека от насыщения.
«В прошлом году аграрии снизили количество закупаемой техники на все те же 30%. С одной стороны, это негативно отразилось в том числе и на российских и белорусских производителях, с другой — таким образом формируется отложенный спрос, поскольку обновлять парк все равно рано или поздно придется»,— отметила госпожа Владимирова.
«Другой вопрос — есть ли у аграриев необходимые для обновления комбайнового парка деньги? Ведь беспилотная техника по определению не может стоить дешево. А выросшая стоимость техники, запчастей, ГСМ, налоги снижает рентабельность хозяйств и лишает многих из них возможности перевооружиться на современную технику»,— добавил Егор Коблик.