«Я думаю, весь этот год будет очень слабый. Падение еще будет. Может быть, не такое большое, как в прошлом году — не в районе 20%, а может 10-15%. Но опять же, если только что-то не произойдет во внешней среде, например, пошлины отменят или цены вдруг вырастут на зерно, что маловероятно», — отметил Алтынов.
По данным ассоциации «Росспецмаш», российские заводы по итогам 2024 года поставили на внутренний рынок техники на 198,4 млрд рублей, что на 17,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Производство техники снизилось на 12,5% — до 237,1 млрд рублей.
По словам Алтынова, сейчас на складах наблюдается высокая затоваренность. Такая ситуация будет сохраняться в течение всего 2025 года, поэтому привлекать кредиты на наполнение склада не имеет смысла.
«Ставки по заемным средствам все еще достаточно высокие, хотя государство и уделяет этому внимание. Ставка удорожания у того же Росагролизинга, естественно, растет. А у лизинговых компаний, обычных коммерческих, она вообще запредельная. Поэтому тяжело, реально мотивов покупать сейчас очень мало. Купить технику сейчас не проблема, трудно опоздать, однако занимать для покупок — дорого», — подчеркнул он.
Председатель правления организации добавил, что экономика дилеров находится под серьезным давлением, в том числе в связи с ростом затрат. Например, ввиду увеличения зарплат работникам.
«У дилеров, например, оплата труда занимает 50% всех затрат, примерно половину. Рентабельность, то есть это чистая прибыль, у дилеров хорошо, если 5%. Вот теперь представим себе: выручка упала на 20% и затраты на оплату труда выросли на 10%, и прибыли ноль», — заключил эксперт.