РосАгро - российский информационный агропромышленный портал
РосАгро - российский информационный агропромышленный портал

Перспективы образования в АПК: сотрудничество науки и бизнеса

В начале апреля в Ставрополе состоялся Всероссийский научно-образовательный форум – 2024. Под эгидой Министерства сельского хозяйства РФ собрались представители Министерства науки и высшего образования страны, руководители аграрных вузов, ведущих НИИ в сфере АПК, банков и сельхозтоваропроизводителей. В течение двух дней на площадках форума обсуждались проблемы и перспективы развития аграрного образования, а также возможности сотрудничества науки и бизнеса в целях развития отрасли.

Татьяна Симагина

Перспективы образования в АПК: сотрудничество науки и бизнеса

АПК покинули 200 тысяч работников

В первые же часы работы форума эксперты сошлись в том, что в последние годы отечественный АПК претерпел очень серьезные изменения и стал одним из самых активно развивающихся кластеров российской экономики. Но самая большая проблема отрасли — кадры, дефицит которых остро ощущается уже на протяжении нескольких лет. Выступая на форуме, первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут отметила, что за год из отрасли по разным причинам ушли порядка 200 тыс. работников. Отток кадров составил 3,2 %. «У нас в АПК работает плюс-минус 6 млн человек. За последние 10 лет кратно повысилась производительность труда в аграрном секторе, — отметила Лут, — в ближайшие шесть лет этот показатель ежегодно должен быть порядка 2 %. Но даже при этих показателях мы не можем позволить себе снижение количества занятых в АПК». Мы не сможем повышать объемы производства и завоевывать внешний рынок в ситуации, когда снижается численность работников, отметила замминистра. К 2030 году, по словам Лут, в отечественном АПК должны работать не менее 6,2 млн человек.

Один из способов достичь поставленных результатов, по словам Оксаны Лут, — повысить заинтересованность молодежи в аграрном образовании путем целевого обучения и гарантированного трудоустройства. Обращаясь к коллегам, замминистра поставила цель перед сельхозвузами страны: провести прием на новый учебный год и совместно с регионами и бизнесом обеспечить заполнение целевой квоты на 100 %.

Комментируя ее слова, ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Ситников сказал, что новая стратегия развития аграрного образования подразумевает и качественно новые отношения между бизнесом, образованием и наукой. «Впереди огромная работа, и мы обязательно с ней справимся», — заверил участников форума Владимир Ситников.

Низкую популярность АПК как работодателя для молодежи отмечают и эксперты компании Grodan. Согласно их опросам, всего 38 % участников считают отрасль привлекательной для трудоустройства, 20 %, напротив, считают ее очень непривлекательной, а 42 % уверены, что молодежь пойдет в АПК только при наличии определенных условий. Среди них были названы достойные зарплаты (20 %), возможность заниматься умственным трудом (16 %), расширенный соцпакет (13 %). Для 12 % респондентов оказалось важным иметь возможность трудоустроиться без опыта, 32 % считают, что в агросекторе до сих пор работают на устаревшем оборудовании, 36 % уверены в том, что там не используются никакие новые разработки, при этом 11 % обратили внимание на то, что только использование современных технологий способно вывести АПК на новый уровень.

Среди минусов работы в отрасли были также названы отсутствие карьерного роста (35 %), отсутствие инфраструктуры на селе (21 %), низкие зарплаты (18 %), тяжелый физический труд (17 %). Меньше всего респондентов беспокоило неуважение к аграрным профессиям (2 %) и однотипность задач (11 %). Никаких минусов жизни и работы на селе, по данным компании Grodan, не видят 18 % опрошенных.

За кем охотится агросектор?

Как утверждают аналитики одного из крупнейших отечественных онлайн-рекрутеров, в АПК Краснодарского края на одну вакансию подается в среднем 2,7 резюме. Такой показатель — свидетельство дефицита кадров. Подобная ситуация в настоящее время характерна практически для всей страны. АПК нуждается в агрономах, технологах, ветеринарных врачах и зоотехниках, менеджерах по продажам, водителях, бухгалтерах, инженерах. Эксперты утверждают, что повысился спрос на сисадминов, разработчиков, веб-аналитиков, инженеров по данным, бренд-менеджеров, креативщиков и специалистов по рекламе в интернете. Средняя зарплата в АПК Кубани — 53 тыс. руб. На руководящих должностях сумма увеличивается до 200–250 тыс. руб. в месяц. Внимание на проблеме заработных плат в АПК акцентировала и замглавы Минсельхоза Оксана Лут на Сибирской аграрной неделе в Новосибирске. «Положение в АПК более критично, нежели в других кластерах экономики, — отметила замминистра. — Заработная плата везде ниже средней по региону».

Соответствуют ли выводы чиновников реальному положению дел? На этот вопрос ответили сами аграрии. Глава КФХ из Ульяновской области Алексей Якушев рассказал экспертам о том, что работников действительно не хватает. Но это — результат политики Минсельхоза, уверен фермер. «Сегодня села и деревни разоряют крупные агрохолдинги, в которых работают бригадным методом, — говорит Якушев. — В результате коренное население уезжает в поисках работы в города. Агрохолдинги приманивают людей из других деревень хорошими зарплатами и современной техникой, в итоге забирают последних и у нас работать некому». По мнению фермера, Минсельхоз плохо заботится о будущих кадрах. «Я много лет пытаюсь добиться того, чтобы во всех сельских школах были фермерские классы, чтобы детей все 11 лет учили сельским профессиям, — говорит Якушев. — По итогу такие классы единичны и большинство выпускников уезжает в города. У всех фермеров, которых я знаю, работников не хватает».

«Людей мало, не хватает, — поддерживает своего коллегу фермер из Калининградской области. — С автоматизацией в овощеводстве никто пока не справляется, потому много ручного, физически сложного труда. Те, кто выращивает высокорентабельные овощи, платят людям чуть больше. А в основном разнорабочий получает в день от 1,5 до 2 тыс. руб.».

«Я считаю, что политика государства в отношении фермеров в последнее время не оправдана, — продолжает фермер Денис Шумских из Челябинска. — Например, решение о запрете вывоза твердой пшеницы. У нас было много осадков, зерно начало прорастать. Местные производители муки нашу твердую пшеницу не берут, выручали экспортеры. А теперь нельзя. Еще до принятия этого решения переработчики начали снижать цены на зерно. Все вкупе сильно бьет по отрасли. У нас кризис платежей, а люди подались в город, где стабильная зарплата и условия работы гораздо комфортнее».

Со своими коллегами согласен и глава КФХ Сергей Колесников. «Дефицит кадров мы ощущаем уже несколько лет, — говорит он. — Сегодня он стал еще ощутимее. Оканчивая школу, молодежь уезжает и остается в городах. Наблюдается и диспаритет цен в хозяйствах: где-то механизаторы получают и по 100 тыс. в месяц, а где-то нет возможности поднимать зарплату в связи с низкой рентабельностью производства. Плюс ко всему в обществе есть устойчивое мнение, что жить на селе не престижно и не интересно».

Лекции и практика — тандем успеха

Отечественный бизнес, кующий свои активы в сельской местности, все чаще открыто заявляет о том, что современное качество аграрного образования в стране оставляет желать лучшего. Руководители компаний отмечают, что выпускники вузов, стремящиеся найти перспективную по всем параметрам работу, должны разбираться в передовых аграрных технологиях. Таково требование времени. Вузы такую возможность предоставляют редко: образовательные программы не поспевают за изменением ситуации в отрасли.

В настоящее время в России работает 54 аграрных вуза: 40 аграрных университетов и 14 сельхозакадемий. 43 аграрных вуза находятся в ведении Министерства сельского хозяйства и 11 вузов с 2022 года переведены в ведение Министерства образования и науки. В каждом из них готовят специалистов как по аграрным направлениям, так и по сопутствующим. Соотношение профильных и непрофильных направлений, по данным экспертов, составляет 50/50. Ежегодно высшие учебные заведения поставляют на рынок порядка 15 тыс. молодых аграриев. К их армии примыкают и выпускники классических университетов, где есть аграрные специальности — это еще около 10–12 тыс. специалистов. «На разного рода аграрных форумах мы слышим о том, что от 40 до 80 % выпускников аграрных вузов идут работать по специальности, — говорит генеральный директор ГК «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. — Тем не менее проблему нехватки кадров это не решает. Сегодня бизнесу нужны высококвалифицированные специалисты-практики. А вузы зачастую от наших требований очень отстают».

Ко всему прочему, говорит эксперт, необходимо учить своих сотрудников самостоятельно поддерживать и развивать свой уровень знаний и практических умений, поскольку технологии в АПК меняются очень быстро.

Правды ради следует сказать о том, что и бизнес не всегда нацелен на активное сотрудничество с системой вузовского образования. «Большинство вузов отстают от современных аграрных трендов, — говорит руководитель направления «Растениеводство» компании «Интерагро» Наталья Давыденко. — Оборудование, которое показывают студентам, уже давно морально устарело, это факт. Но и сами аграрии зачастую не спешат, например, организовать практику для своих молодых коллег, дать им возможность окунуться в производственный процесс и на деле узнать, что такое высокие технологии в сельском хозяйстве. Уверена, что только правильно выстроенное взаимодействие бизнеса и науки может стать фундаментом для подготовки кадров, чьи навыки и умения будут отвечать вызовам современности».

В настоящее время, говорит эксперт, выпускники приходят на производство и не понимают, что значит выращивание на инертных субстратах, не могут подсчитать количество дренажа, ничего не знают о коллоидных растворах. Имея высшее профильное образование, начинают свою деятельность с самых низших ступеней, в результате чего теряют интерес к тому, чему учились долгих пять лет. Если бы наши вузы имели хорошую материальную базу и занимались технологиями будущего, то их выпускники могли бы применять на производстве свои знания сразу, а не догонять вчерашний день. Обидно, что студентам остаются недоступными те инструменты для ведения высокотехнологичного сельского хозяйства, которые сегодня уже применяются.

Мнение Натальи Давыденко поддерживают многие профессионалы, подтверждая факт того, что руководители сельхозпредприятий ожидают от выпускников вузов широкого спектра не только знаний, но и владений современными технологическими процессами. Способствовать этому может взаимодействие вузов с конкретными предприятиями в плане разработки совместных программ под определенное производство. Студенты вместе с наставниками-практиками могли бы не только в теории изу­чать процессы автоматизации и роботизации в АПК, но и участвовать в них непосредственно.

«У выпускников аграрных вузов есть заметные пробелы в вопросах цифровизации и программного обеспечения, — говорит Борис Морев, руководитель по работе с персоналом агрохолдинга «ЭкоНива». — Сегодня на предприятиях используется множество сервисов, но далеко не во всех вузах учат с ними работать. Еще одна проблема студентов-аграриев — слабое понимание того, как нужно взаимодействовать с коллективом, договариваться и управлять персоналом. Наше предприятие вплотную занимается подготовкой кадров, ежегодно мы берем на практику порядка 1 тыс. студентов. У нас есть оплачиваемые стажировки, по итогам которых мы определяем уровень компетенции молодых специалистов и предлагаем им стать нашими сотрудниками. В 2022 году мы приняли на работу 130 выпускников и почти 50 студентов, совмещающих учебу и работу».

Крупные отечественные агрохолдинги давно отдают должное качеству подготовки молодых кадров, работая, как правило, сразу в нескольких направлениях. Кто-то предлагает обучающие программы для соискателей без опыта, которые, пройдя стажировку, становятся квалифицированными специалистами. Кто-то — программы целевого обучения и приглашает студентов на практику для получения новых знаний, кто-то открывает образовательные центры развития компетенций на базе профильных столичных вузов и транслирует этот опыт в регионы.

Есть и примеры компаний, которые, эффективно выстраивая работу со студентами, не испытывают кадрового голода. Так, агрохолдинг «Степь» уже много лет успешно сотрудничает с Донским государственным аграрным университетом, на базе которого работает корпоративная кафедра предприятия. Готовится открытие такой же кафедры и на базе Донского государственного технологического университета. Студенты и молодые специалисты имеют возможность участвовать в лекциях и семинарах в рамках повышения квалификации и становятся кадровым резервом агрохолдинга. Предприятие много лет является драйвером студенческих научно-образовательных проектов и масштабных стажировок. «Молодые люди обладают гибким мышлением и способны быстро обучаться, — говорят эксперты агрохолдинга «Степь». — В последние несколько лет АПК меняется очень стремительно, поэтому мы стараемся активно работать с выпускниками вузов и ссузов. Они — будущее нашего предприятия. Предпочтение отдаем тем, кто уже проходил у нас практику или стажировку и обладает необходимыми компетенциями».

В процесс реформирования сельхозобразования России включилась и Кировская область, которая получит из федерального бюджета 100 млн руб. на создание комплексной системы подготовки специалистов-аграриев. Благодаря выигранному гранту шесть вятских образовательных организаций смогут обновить свое оборудование и создать современные учебно-производственные мастерские. Примечательно, что обучаться в них студенты будут по программам, которые созданы совместно с работодателями. В центре многоуровневой системы подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, которую планируют создать в регионе, будет находиться агротехнологический университет. Кировская область уже имеет позитивный опыт реализации подобных проектов, который воплощен в сфере профессионального образования для машиностроительных компаний и лечебных учреждений.

Учебный класс «Кировец» для подготовки специалистов по сельхозтехнике открылся в Дальневосточном государственном аграрном университете. Инициаторами проекта стали АО «Петербургский тракторный завод» и официальный дилер предприятия по амурской области ООО «Агро Суппорт». На данной площадке, первой в учебном заведении, студенты Дальневосточного ГАУ смогут знакомиться с самыми современными технологиями в машиностроении. Преподаватели вуза уверены, что подобный подход обогатит студентов и теоретическими, и практическими знаниями, которые помогут им найти себя в профессии и реализовать полученные навыки, став сотрудниками крупнейших предприятий области и страны.

Открывая класс, представитель Петербургского тракторного завода отметил, что в настоящее время отечественному машиностроению как никогда нужны профессионалы высокого уровня, а данный проект станет своеобразным мостом, соединяющим интересы науки, производства, экономики и сельского хозяйства. «В 2022 году наш завод выпустил более 4 тыс. тракторов, — отметил эксперт. — Это рекорд за последние 20 лет. Фирменный класс, представляющий собой аудиторию для теоретических занятий и пространство для практики, где установлен обновленный трактор Кировец К-525, поможет студентам получить новые знания и навыки эффективной эксплуатации современных тракторов. Кроме этого, проект будет способствовать тесным связям региона, сельхозтоваропроизводителей и вуза для обучения молодых специалистов. Для того чтобы оно было максимально плодотворным, Петербургский тракторный завод предоставит в распоряжение учебного заведения современное оборудование.

Новаторские подходы в подготовке специалистов для АПК использует и Ставропольский край, поддерживая участие регионального аграрного госуниверситета в федеральной программе «Приоритет-2030». В его рамках в прошлом году на базе учебного заведения был создан Институт аграрной генетики и селекции. В 2024 году начнется строительство первого этапа центра микроклонирования с теплицами.

Благодаря участию вуза в гос­программе «Профессионалы» был создан Центр опережающей профподготовки, задача которого — проводить мониторинг профессий, востребованных на рынке труда, реализовывать программы дополнительного профобразования и рабочих профессий для школьников и социально незащищенных слоев населения.

Регион софинансирует проект «Профмастерские» и стимулирует научные исследования путем выделения грантов. Один из них — программа геномной оценки племенной ценности КРС молочного направления, которая начнет действовать в 2024 году. Она позволит максимально эффективно раскрыть потенциал молодняка и кратно снизить импортозависимость в племенном животноводстве.

 

Подпишитесь на каналы РосАгро, где вам удобней нас читать:

Другие статьи:

Подпишитесь на каналы РосАгро,
где вам будет удобней нас читать: