Что это значит и как влияет на рынок?
Умеренные вместо высоких уловов. Последние 20 лет — время высоких уловов лососевых. Россия установила два рекорда за всю историю наблюдений: 609 тыс. тонн в прошлом году и почти 685 тыс. тонн в 2018 году. В предыдущие 80 лет объемы промысла были значительно меньше. Среднегодовой улов за 100 лет составляет лишь 194 тыс. тонн, при этом за период с 2005 по 2024 год он вдвое выше — 400,2 тыс. тонн. По прогнозам ученых, в ближайшие 5–7 лет не стоит ждать рекордных уловов.
Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все добытчики лосося работают на кредитных деньгах, затраты на обслуживание банковских займов увеличились более чем в 2 раза к прошлому году. В целом за 5 лет себестоимость продукции по всей цепочке добавленной стоимости выросла более чем в 1,5 раза, в первую очередь за счет роста заработной платы и прочих расходов на сотрудников (например, доставка к месту промысла), налогов и стоимости топлива, на котором работают не только суда, но и электрогенераторы для подключения оборудования береговых заводов. Это прямо влияет на стоимость продукции.
Снижение объема предложения отражается на ценовых координатах сектора. Высокие уловы минувшего 20-летия обеспечивала горбуша — на нее приходилось свыше 60% вылова: она стала самым массовым и дешевым видом тихоокеанских лососей. То же самое касается ее икры. Анализ оптовых предложений показал, что в этом году цены на икру горбуши, кеты и нерки находятся в одном диапазоне (в среднем 7–8 тыс. руб./кг).
«Обеление» рынка красной икры и его последствия. На российском рынке красной икры долгое время доминировал полукриминальный симбиоз: фирмы-однодневки и авиатрафик икры в багаже пассажиров. Примерно 3–4 тыс. тонн икры имели серое происхождение и реализовывались по серым каналам по заниженным ценам. Совокупность мер госконтроля уничтожила «заповедник прибыли» для недобросовестных и нелегальных участников рынка. Это привело к снижению объема продукции, опасной для здоровья людей, и создало равные условия для конкуренции на рынке.
Участникам рынка и потребителям понадобится время, чтобы привыкнуть к новым ценовым координатам в лососевом секторе.